f9e780e3

Зеркалов А - Письмо Главному Pедактору 'нового Миpа' С П Залыгину По Поводу Статьи В Сеpбиненко О Стpугацких



Главному редактору журнала
"Новый мир" С.П.Залыгину
Уважаемый Сергей Павлович!
В 5 номере Вашего журнала за 1989 г. помещена статья
В.Сербиненко "Три века в мире утопии. Читая братьев Стругац-
ких". Ялитературовед, давно занимаюсь творчеством Стругац-
ких, и сознаю, что появление такой статьи в массовом и самом
престижном журнале траны - событие. Много лет наша пресса
избегала серьезного обсуждения Стругацких; работа В.Серби-
ненко - одна из первых обзорный статей, ей предстоит форми-
ровать общественное мнение, ибо за ней копирайт "Нового ми-
ра". К великому сожалению она представляется мне предвзятой,
более идеологической, чем литературоведческой, и выполнен-
ной, увы, в традициях нашей критики прошедших времен.
Статья открывается резонным утверждением: "Двадцатый век
скомпрометировал утопию, как, вероятно, никакой другой". Но
вслед за тем читателю дают понять, что вместе с утопией
скомпрометированы и Стругацкие. Это доказывается мягко, "эл-
липтически", но вывод моно сделать однозначный - скомпроме-
тированы, и неподготовленный читатель его, несомненно, сде-
лает.
Проводя свою идею, критик, прибегает к приему Нишце: сое-
динение несводимых идей через метафору и авторский пафос, то
есть взамен логического эмоциональным путем. Так ставится
знак равенства между утопией как частью идеологии и утопией
как литературным жанром. Но если первая действительно скомп-
рометирована, то в этом есть заслуга, и немалая, утопической
литературы - вспомним Оруэлла, Замятина, Хаксли. Смею ут-
верждать, что из советских писателей самую заметную лепту
внесли Стругацкие.
Другая существенная деталь: писатели-фантасты чаще всего
атакуют утопическую идеологию средствами "антиутопии", раз-
новидности политического памфлета. Антиутопии создавали упо-
мянутые только что писатели, в том числе Стругацкие. Но ли-
тература - ради Бога, извените за трюизм - сложная штука. Ее
мастера ухитряются ввести горечь и сарказм даже в картины
прямой утопии, и Стругацким это свойственно в высокой степе-
ни.
В.Сербиненко, разумеется, известны эти общие соображения,
он вскользь о них упоминает: "Скрытая ирония, пронизывающая
знаменитое произведение... Т.Мора" ; "... Сопутствующая уто-
пическим идиллиям... и корректирующая их негативная утопи".
Вскользь, и с эмоциональным сдвигом, говорящим читателю, что
к творчеству Стругацких сказанное не относится. Ибо задача
В.Сербиненко - показать, что они не утописты, а идеологи,
что их книги есть "предназначенные к исполнению идеологичес-
кие инструкции". Дела не меняет характеристика, данная Стру-
гацким в преамбуле статьи: писатели "с поразительным упорс-
твом и изобретательностью подвергали испытанию "на
прочность" утопические идеи". Слова-то верные, но в основном
тексте работы доказывается обратное:Стругацкие пропагандиру-
ют один, при том одиозный с точки зрения критика, пакет уто-
пических идей. Этот комплекс идей В.Сербиненко определяет,
опираясь на понятие, данное Вл.Соловьевым: "внешний общест-
венный идеал" /внешний по отношению к личности/. Затем он
выводит формулу обвинения: "Превращение утопической мечты во
"внешний общественный идеал", требующий "переделки" мира и
человека, в сущности, ознвчает отрицание самой мечты. Рожда-
ется идеологическая схема, под покровом научности программи-
рующая и расчерчиваюшая "светлое бущее".
С этим обвинением нам и придется разбираться, но прежде
несколько слов об отсылке к Вл.Соловьеву. Не совсем коррект-
но прибегать к авторитету фи