Злобин Анатолий - Наводка На Резкость



Анатолий Павлович Злобин
Наводка на резкость
Городские монологи
1
Согласно расписанию рейсов снова поступаю в распоряжение героев.
Сначала они владеют моим воображением, захватывая его самим фактом
собственного существования. Затем начинается испытание чувств, в худшем
случае проверка на интеллект. Сколько бы я ни пытался быть умозрительным,
мне не удается. У чувства есть то невосполнимое преимущество, что оно
всегда субъективно и первое впечатление может оказаться решающим, вот
почему стоит приберечь его до лучших времен.
Зато дальше само пошло. Не успел оглянуться, как ты уже в плену
собственных впечатлений. Домашние заготовки не пригодились.
Я приземлился на эту землю - и больше не принадлежу себе. Вручив
отвлекающий букет благоухающих гвоздик, герой тут же хватает автора мертвой
хваткой за руку, чтобы вести его по тропам своей приукрашенной судьбы.
На бетонных плитах совершается заранее отрепетированный парад
персонажей. Осталось последнее мгновение до решающего выбора, не мне
принадлежащего: еще можно ускользнуть в соседний ряд, спрятаться за могучие
спины товарищей - но уже уверенный голос дает завершающую команду:
- В шеренгу, друзья, в шеренгу! Взялись за руки, пошли на меня.
Современный летописец не утруждает себя муками слова. Достаточно
нажать кнопку, творя застывшее изображение эпохи, и назавтра оно
размножится миллионным тиражом на первой полосе с незатейливой виньеткой
подписи, что-нибудь этакое: "Первые минуты на гостеприимной волгодонской
земле". Кнопочное искусство защищает себя полным совпадением с
действительностью.
Но кто же все-таки ведет инсценировку? Кто возьмет меня за руку,
совершив окончательный выбор? Судя по всему, ныне творческие браки
действительно совершаются на небесах, ибо сценарий встречи разработан и
утвержден в высших инстанциях и потому подлежит неукоснительному
исполнению.
Но знают ли они, кого выбирают? Что здесь от инсценировки, что от
интуиции?
Рыжеволосая головка мелькнула под острым углом к моему шагу, зацепив
меня локоном и хрупкими фиалками, неслышно прилипшими к руке. У рыжей
головы немыслимые ноги и бежевая юбка с боковым разрезом, уходящим в
бесконечность. И тут же исчезла, оставив за собой звуковые следы в виде
шепота:
- Зоя. Я живу на третьем этаже, квартира номер пять.
Вдогон надвигается нога в полосатой брючине с резко выраженной
складкой и модным тупым носком башмака, успевшим несколько запылиться под
местными ветрами. В такт движению ноги возникает рука с раскрывающейся
ладонью.
- Григорий Сергеевич. Если вы не возражаете, я буду вашим гидом средь
наших металлических джунглей.
- Теперь по группам, лицом ко мне. Разговаривайте, улыбайтесь друг
другу, беру вас крупным планом.
Коверкаем лица в надежде придать им наиболее благоразумное выражение,
с любовью смотрю на героя, одновременно и незаметно косясь на фотокамеру.
Вот кто наш истинный властитель. Все наше поведение на бетонных
подмостках аэродрома определяется неутоленным желанием: какими бы мы хотели
выглядеть в глазах других, выставленные перед вечностью с выдержкой в одну
двухсотую долю секунды. Наводка на резкость совершается автоматически.
Трехглазый летописец взмок от напряжения, но продолжает стараться,
сопровождая свою работу натужным пощелкиванием. Солнце печет, создавая
искомый контраст света и тени.
Энергично работая локтями, к объективу протискивается молодая женщина
в оптимистичных кудряшках. Первым на поводке ее красноречия оказывается
розовощекий здоровяк из с



Содержание раздела